Я являюсь гражданином Российской Федерации. Моя родственница - гражданка Республики Казахстан, умерла и оставила мне наследство. Как получить наследство на территории Казахстана?

Согласно ст.1044 ГК РК наследниками по завещанию и закону могут быть граждане, находящиеся в живых в момент открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.

Согласно п.1 ст. 1072-2 ГК РК Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

В соответствии с пунктом 1 ст.1072-1 ГК РК Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом на выдачу свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Согласно п.1 ст.1044 ГК РК Свидетельство о праве на наследство выдается по истечении шести месяцев со дня открытия наследства.

В соответствии с п. 2. ст.1044 вышеуказанного закона  При наследовании как по завещанию, так и по закону, свидетельство может быть выдано до истечения указанного срока, если у нотариуса имеются достоверные данные о том, что кроме лиц, обратившихся за выдачей свидетельства, других наследников в отношении соответствующего имущества либо всего наследства не имеется.

Согласно  с пунктом 6  ст. 644 Налогового Кодекса РК  нерезидент гражданин РФ при получении наследства признается получателем дохода  на территории РК.

В соответствии п. 1 ст. 646   Доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке – 20 процентов;

Здравствуйте. Помогите разобраться в ситуации. В 2017 году будучи гражданином Украины я получил вид на жительство в республике Казахстан. Однако в 2018 году я сменил гражданство на Российскую. Необходимо ли в данном случае мне заменить вид на жительство, так как там указано гражданство Украина и если да, то каков порядок замены? Возможно ли заменить вид на жительство в упрощенном порядке? Заранее благодарю. Михаил

Здравствуйте Михаил.
По Вашему вопросу законодательством предусмотрено следующее
Согласно пп.3 пункта 1 статьи 6 закона РК «О документах удостоверяющих личность»: Вид на жительство иностранца в Республике Казахстан является документом удостоверяющим Вашу личность (далее – «УДЛ»).
В соответствии с положениями статей 22 и 7 указанного закона одним из обстоятельств влекущих недействительность УДЛ и обязанность его замены является отсутствие в нем данных о гражданстве, следовательно в Вашем случае УДЛ подлежит замене.
Замена производится в том же порядке, что и первоначальная выдача вида на жительство, однако в Вашем случае необходимо предоставить лишь сокращенный список документов.
Так в соответствии с пунктом 15 Правил выдачи иностранцам и лицам без гражданства разрешения на временное и постоянное проживание в Республике Казахстан, лица, имеющие постоянную регистрацию на территории Республики Казахстан, оформившие выход из гражданства Республики Казахстан либо утратившие гражданство Республики Казахстан, для регистрации в качестве иностранца или лица без гражданства представляют в органы внутренних дел, документы, указанные в подпунктах 1), 2), 4), 9), 10) пункта 10 настоящих Правил.
Следовательно, Вы должны будите предоставить в следующие документы:
1) заявление-анкету о выдаче разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан,согласно форме;
2) копия и подлинник (для сверки) национального паспорта, срок действия, которых на день обращение свыше 180 календарных дней;
4) автобиографию на государственном либо русском языке, с подписью ходатайствующего;
9) справку о медицинском освидетельствовании иностранца об отсутствии заболеваний, наличие которых запрещает въезд иностранцам и лицам без гражданства в Республику Казахстан в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 сентября 2011 года№ 664 “Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых запрещает въезд иностранцам и лицам без гражданства в Республику Казахстан” (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 7274);
10) 1 фотографию размером 35х45 мм

Облагаются ли ИПН и НДС с дохода нерезидента в виде оплаты за них перелета?

В соответствии с п. 1 ст.655 НК РК доходы физического лица-нерезидента из источников в Республике Казахстан, облагаются индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты по ставке 20% согласно п.1 ст. 646 вышеуказанного закона без осуществления налоговых вычетов.
В соответствии с п. 24 ст. 644 НК РК 1. Доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются следующие виды доходов:
• доход физического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан в виде материальной выгоды, полученной от работодателя.
• оплата и (или) возмещение стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, полученных физическим лицом-нерезидентом от третьих лиц;
Согласно пп.4 п.8 ст. 655 НК РК Обязанность и ответственность по исчислению, удержанию и перечислению индивидуального подоходного налога у источника выплаты в бюджет возлагаются на юридическое лицо-резидента, выплачивающий доход нерезиденту и признанный налоговым агентом.
Таким образом, доходы нерезидента в виде оплаты за них перелета, и облагается ИПН, Налоговый агент обязан удержать ИПН по ставке 20% без осуществления вычетов.
В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РК выполненные работы, оказанные услуги нерезидентом на возмездной основе, местом реализации которых признается Республика Казахстан, при приобретении их плательщиком налога на добавленную стоимость являются оборотом такого плательщика налога на добавленную стоимость по приобретению работ, услуг от нерезидента, который подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 441 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена Таможенного союза, услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории этого государства.
Таким образом, если налоговый агент является плательщиком НДС, то у него возникает обязательство по уплате НДС за нерезидента по ставке 12 процентов.

Здравствуйте. Я являюсь гражданином Российской федерации и в настоящий момент мы с моими партнерами иностранцами намереваемся начать бизнес в Республике Казахстан путем создания товарищества с ограниченной ответственностью. Одним из условий моих партнеров является привлечение в организацию иностранного лица не являющегося гражданином Казахстана и России, в качестве одного из руководителя организации. В связи с этим, не могли бы Вы помочь в разъяснении данного вопроса, а именно: Действуют ли какие либо ограничении на привлечение иностранной рабочей силы в РК? Если да, то какие документы необходимо предоставить и какие разрешения нужно получить для привлечения иностранного работника в РК? Каков порядок и сроки? Спасибо С Уважением, Сергей.

Доброго времени суток Сергей.

Ваш вопрос безусловно является очень обширным и обобщенным и для полного и точного ответа на него необходимо получить больше информации (сфера деятельности, занимаемый пост иностранца и т.д.), однако мы постараемся ответить на Ваш вопрос по предоставлены Вами данным. Итак

В соответствии с пп.4 п.1 ст.26 Трудового Кодекса Республики Казахстан (далее – «ТК РК»):
«Не допускается заключение трудового договора с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы либо иностранным работником до получения разрешения на трудоустройство в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, либо до получения разрешения трудовому иммигранту, выдаваемого органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Казахстан, или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан», кроме случаев предусмотренных законодательством.

В Вашем случае для трудоустройства иностранного работника в РК необходимо:
 получение Вашей организацией соответствующего разрешения, или
 получение иностранным работником вида на жительство иностранца в РК
В соответствии с Приказом и.о. Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 июня 2016 года № 559 «Правила и условий выдачи и (или) продления разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, а также осуществления внутрикорпоративного перевода» (далее – Правила выдачи разрешений.
Категории работников
В соответствии с пп.1 п.3 Правил выдачи разрешений первые руководители и их заместители относятся к первой категории работников.
Условия выдачи разрешения
Местный исполнительный орган выдает разрешения в пределах квоты, распределенной уполномоченным органом по вопросам занятости населения.
Выдача и (или) продление местным исполнительным органом разрешений осуществляется при условии, что количество граждан Республики Казахстан составляет не менее 70 % списочной численности работников организации относящихся к первой и второй категориям.
При расчете местного содержания в кадрах, в числе иностранных работников не учитываются граждане государств-участников Договора о Евразийском экономическом союзе, ратифицированного Законом Республики Казахстан от 14 октября 2014 года.
Информация о местном содержании в кадрах работодателем представляется в местный исполнительный орган по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Сроки рассмотрения заявления и выдачи разрешения
Срок принятия решения – 7 рабочих дней со дня принятия документов работодателя.
Срок уведомления – 1 рабочий день (через информационную систему «Государственная база данных «Е-лицензирование» либо письменно).
Срок получения разрешения – 2 рабочих дней, после предоставления Работодателем копии документов, подтверждающие внесение сбора за выдачу разрешения.
Срок на предоставления документов Работодателем 10 рабочих дней.
Уполномоченный орган
Решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы принимается местным исполнительным органом (государственное учреждение, уполномоченное акиматом областей, городов Астана и Алматы на выполнение функций по обеспечению содействия занятости населения) по рекомендации Комиссии по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы (далее – Комиссия), создаваемой уполномоченным органом, в течение пятнадцати рабочих дней с даты принятия документов работодателя.
В состав Комиссии
 представители органов внутренних дел;
 органа в области образования;
 местного органа по инспекции труда.
На заседании Комиссии могут участвовать представители работодателя. местный исполнительный орган размещает информацию о дате, времени и месте заседания Комиссии на своем официальном интернет-ресурсе не менее, чем за 3 рабочих дня до даты заседания.
Документы, необходимые для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы
Для получения разрешения работодатель либо уполномоченное им лицо через информационную систему “Государственная база данных “Е-лицензирование” либо в бумажном виде представляет в местный исполнительный орган по месту осуществления трудовой деятельности иностранной рабочей силы:
• Заявление по установленной форме.
• Сведения о привлекаемых иностранных работниках с указанием фамилии, имени, отчества (в том числе латинскими буквами), даты рождения, гражданства, номера, даты и органа выдачи паспорта (документа, удостоверяющего личность), страны постоянного проживания, страны выезда, образования, наименования специальности, квалификации (должности) в соответствии с применяемым в Республике Казахстан Квалификационным справочником.
• Документы согласно Приложению №5 Правил выдачи разрешений.
Срок действия
Разрешения на привлечение иностранной рабочей силы для первых руководителей и их заместителей выдаются сроком – до 3 лет с продлением до 3 лет месяцев;
Для предоставления более подробной информации Вы можете обратится непосредственно в офисы нашей компании расположенных в г.Алматы и г.Москве.

Добрый день. Не могли бы Вы дать справку по следующему вопросу: Предусмотрена ли возможность для регистрации иностранца в Казахстане в качестве индивидуального предпринимателя?

Добрый день.
По Вашему вопросу отвечаем следующее:
Согласно положению пункта 1 статьи 30 Предпринимательского кодекс РК индивидуальным предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан Республики Казахстан, оралманов, направленная на получение чистого дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность.
Иным физическим лицам запрещается осуществлять индивидуальное предпринимательство.
То есть законодательством Республики Казахстан физическое лицо иностранец не может быть индивидуальным предпринимателем (ИП) и соответственно регистрация физического лица иностранца (включая иностранцев, имеющих вид на жительство) в качестве индивидуального предпринимателя запрещена.
Вместе с тем, нормами Договора «О правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства» от 28 апреля 1998 года, заключенный между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией (ратифицированным Законом Республики Казахстан от 30 декабря 1999 года №20-11) предусмотрено, что постоянный житель пользуется такими же правами и свободами, и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания с изъятиями, установленными настоящим Договором и Конституциями Сторон.
На гражданина одной Стороны, постоянно проживающего на территории другой стороны, не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, которые установлены для иностранных граждан в Стороне проживания после вступления в силу настоящего Договора (статья 4 названного Договора).
При этом, противоречия указанных норм со статьей 6 Закона Республики Казахстан «О правовом положении иностранцев» отсутствуют, так как в данном случае речь идет о запрете на осуществление предпринимательской деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей иностранцам, временно пребывающим в Республике Казахстан, а в нормах вышеназванного Договора подобные запреты не распространяются на постоянно пребывающих иностранных граждан.

Учитывая то обстоятельство, что в силу пункта 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан и пункта 3 статьи 1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, постоянно пребывающие граждане Республики Беларусь, Кыргызской Республики и Российской Федерации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, не имеют право регистрироваться в качестве ИП иностранцы, включая лиц, имеющих вид на жительство, за исключением постоянно пребывающих граждан Республики Беларусь, Кыргызской Республики и Российской Федерации). Иностранцы по остальным странам могут регистрировать свою предпринимательскую деятельность лишь в качестве юридического лица или быть работниками, где работодателем выступает юридическое лицо или ИП – резиденты РК.
При этом, иностранцы, имеющие вид на жительство, зарегистрированные до 3 августа 2009 года в качестве индивидуального предпринимателя имеют право оставаться ими.

Здраствуйте. Мы с зарубежными партнерами хотели осуществлять деятельность по импорту пива и ликеров в РК. Какие основные моменты нам нужно иметь ввиду для осуществления этого вида деятельности и какими нормами руководствоваться? Спасибо.

Уважаемый гость.

По Вашему вопросу отвечаем следующее:

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (далее – «Закон») к видам алкогольной продукции относятся:

1) водки и водки особые, 2) ликероводочные изделия, 3) виноматериал, 4) вина, 5) коньяк, 6) бренди, 7) пиво.

Слабоградусными ликероводочными изделиями являются ликероводочные изделия с объемной долей этилового спирта от полутора процентов до тридцати процентов.

Пивом является алкогольная продукция, насыщенная двуокисью углерода, получаемая путем сбраживания охмеленного солодового сусла пивными дрожжами.

Право на ввоз алкогольной продукции:

Импорт и экспорт этилового спирта и алкогольной продукции на территорию (с территории) Республики Казахстан вправе осуществлять только юридические лица – резиденты Республики Казахстан. (Статья 10 Закона).

Импорт алкогольной продукции (кроме виноматериала) на территорию Республики Казахстан осуществляется при наличии лицензии на осуществление деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции на территории ее производства и внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему.

При этом, Импорт алкогольной продукции допускается по указанным видам, и их наименованиям в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Качество ввозимых в Республику Казахстан этилового спирта и алкогольной продукции должно соответствовать техническим регламентам и стандартам.

Акциз.

В соответствии со статьей 462 Кодекса РК о налогах и других обязательных платежах в бюджет, алкогольная продукция относится к подакцизным товарам.

Импорт подакцизных товаров на территорию РК является объектом обложения акцизом(статья 464 Кодекса).

Исчисление суммы акциза производится путем применения установленной ставки акциза к налоговой базе.

Маркировка

Алкогольная продукция, за исключением виноматериала и пива, подлежит маркировке учетно-контрольными марками.

Учетно-контрольные марки выдаются органом гос.доходов, по заявлению юридического лица-резидента Республики Казахстан, импортирующие на территорию Республики Казахстан алкогольную продукцию с предоставлением необходимого перечня документов (лицензия, внешнеторговый договор и т.д.).

 

Ставки акцизов:

Код  ТН ВЭД ТС Виды подакцизных товаров Ставки акцизов (в тенге за единицу измерения)
2208 Алкогольная продукция (кроме коньяка, бренди, вин, виноматериала и пива) 2275 тенге/литр

100% спирта

2203 00 Пиво и пивной напиток 48 тенге/литр
2202 90 100 1 Пиво с объемным содержанием этилового спирта не более 0,5 процента 0 тенге/литр
Код ТН ВЭД ТС Виды подакцизных товаров Ставки акцизов (в тенге за единицу измерения)
2208 Алкогольная продукция (кроме коньяка, бренди, вин, виноматериала и пива) 2275 тенге/литр

100% спирта

2203 00 Пиво и пивной напиток 48 тенге/литр
2202 90 100 1 Пиво с объемным содержанием этилового спирта не более 0,5 процента 0 тенге/литр

 

Нормы:

Закон Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции»

Кодекс Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет

Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 октября 2010 года № 1081 «Об утверждении технического регламента «Требования к безопасности алкогольной продукции»

Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза

Здравствуйте Пожалуйста подскажите какую пошлину необходимо будет заплатить иностранному юридическому лицу при подаче иска о взыскании долга по договору в РК? Какие суды рассматривают корпоративные споры в РК?

Добрый день.

Согласно пункту 1 статьи 27 гражданского процессуального кодекса РК Специализированные межрайонные экономические суды рассматривают и разрешают гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, а также по корпоративным спорам, за исключением дел, подсудность которых другому суду определена законом.

В соответствии со статьей 610 Кодекса РК о налогах и других обязательных платежах в бюджет государственная пошлина по имущественным искам составляет 3% от суммы иска, если истцом является юридическое лицо или 1% – если истец физическое лицо.

Оплата государственной пошлины осуществляется путем внесения суммы в местный орган государственных доходов. Реквизиты для оплаты государственной пошлины Вы может найти на официальном интернет ресурсе суда.

Мы являемся российской компанией и у нас есть товарный знак, зарегистрированный в Российской Федерации. Будет ли наш знак действовать также на территории Казахстана или необходима также регистрация в Казахстане?

Правовая охрана товарного знака имеет территориальный характер, т.е. для получения охраны вашего товарного знака на территории Казахстана он должен быть зарегистрирован в Республике Казахстан. Право на товарный знак удостоверяется свидетельством и подтверждается выпиской из Государственного реестра товарных знаков.

Мы своевременно не продлили регистрацию нашего товарного знака в Казахстане. Подскажите возможно ли продлить регистрацию товарного знака после того как срок был пропущен или нам необходимо подавать новую заявку?

Срок подачи ходатайства о продлении регистрации товарного знака может быть восстановлен по заявлению владельца, поданному в течение шести месяцев после истечения срока действия регистрации при условии соответствующей оплаты. Если же после истечения срока прошло более 6 месяцев, то необходимо подавать новую заявку на товарный знак. Также отмечаем, что в соответствии с казахстанским законодательством товарный знак, тождественный или сходный до степени смешения с товарным знаком, срок действия регистрации которого истек, не может быть зарегистрирован на имя другого лица в течение одного года с даты прекращения действия регистрации товарного знака.

Мы хотим предоставить третьему лицу право на использование нашего товарного знака, зарегистрированного в Казахстане, по лицензионному договору. Подскажите существуют ли определенные требования для лицензионных договоров в Казахстане?

Лицензионный договор заключается в письменной форме и подлежит регистрации в Государственном реестре товарных знаков. Несоблюдение письменной формы и (или) требования о регистрации влечет ничтожность договора.

Лицензионный договор также должен содержать обязательные условия о:

1) сохранении качества товаров (услуг) не ниже качества товаров (услуг) владельца (правообладателя) товарного знака;

2) праве владельца (правообладателя) товарного знака осуществлять контроль за качеством своих товаров (услуг).

Как лишить отца родительских прав, если он не платит алименты?

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 75 Закона Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» Родители лишаются родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостно уклоняются от уплаты алиментов;
Согласно Нормативному постановлению Верховного Суда РК от 28 апреля 2000 года № 4 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», родители могут быть лишены судом родительских прав по основаниям, предусмотренным в статье 75 Закона Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», только в случае их виновного поведения.
Согласно статье 139 Уголовного кодекса РК Неисполнение обязанностей более трех месяцев родителем по уплате средств по решению суда на содержание несовершеннолетних детей – наказывается ограничением свободы на срок до двух лет либо лишением свободы на тот же срок.
Согласно пункта 1 статьи 76 Закона Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей.
Согласно пункта 5 статьи 76 вышеназванного закона Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав направить выписку из этого решения в регистрирующий орган по месту государственной регистрации рождения ребенка и в орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству, по месту проживания ребенка.
Таким образом, для лишения родительских прав необходимо виновное поведение родителя, привлечение к уголовной ответственности по статье 139 УК за уклонение от уплаты алиментов.

При разводе супругов обязательно ли раздел имущества производить сразу? или после развода один из супругов может подать на раздел имущества отдельный иск и если так то до истечения, какого срока можно подать?

Согласно п.1 статье 37 Кодекса О браке (супружестве) и семье Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака (супружества), так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов.
Также в соответствии пункту 2 вышеуказанного закона, Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. Соглашение о разделе общего имущества супругов должно быть нотариально удостоверено.
Согласно п. 6 статье 37 Кодекса О браке (супружестве) К требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак (супружество) которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности с момента расторжения брака (супружества).

Общие вопросы

Я являюсь гражданином Российской Федерации. Моя родственница - гражданка Республики Казахстан, умерла и оставила мне наследство. Как получить наследство на территории Казахстана?

Согласно ст.1044 ГК РК наследниками по завещанию и закону могут быть граждане, находящиеся в живых в момент открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.

Согласно п.1 ст. 1072-2 ГК РК Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

В соответствии с пунктом 1 ст.1072-1 ГК РК Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом на выдачу свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Согласно п.1 ст.1044 ГК РК Свидетельство о праве на наследство выдается по истечении шести месяцев со дня открытия наследства.

В соответствии с п. 2. ст.1044 вышеуказанного закона  При наследовании как по завещанию, так и по закону, свидетельство может быть выдано до истечения указанного срока, если у нотариуса имеются достоверные данные о том, что кроме лиц, обратившихся за выдачей свидетельства, других наследников в отношении соответствующего имущества либо всего наследства не имеется.

Согласно  с пунктом 6  ст. 644 Налогового Кодекса РК  нерезидент гражданин РФ при получении наследства признается получателем дохода  на территории РК.

В соответствии п. 1 ст. 646   Доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке – 20 процентов;

Здравствуйте. Помогите разобраться в ситуации. В 2017 году будучи гражданином Украины я получил вид на жительство в республике Казахстан. Однако в 2018 году я сменил гражданство на Российскую. Необходимо ли в данном случае мне заменить вид на жительство, так как там указано гражданство Украина и если да, то каков порядок замены? Возможно ли заменить вид на жительство в упрощенном порядке? Заранее благодарю. Михаил

Здравствуйте Михаил.
По Вашему вопросу законодательством предусмотрено следующее
Согласно пп.3 пункта 1 статьи 6 закона РК «О документах удостоверяющих личность»: Вид на жительство иностранца в Республике Казахстан является документом удостоверяющим Вашу личность (далее – «УДЛ»).
В соответствии с положениями статей 22 и 7 указанного закона одним из обстоятельств влекущих недействительность УДЛ и обязанность его замены является отсутствие в нем данных о гражданстве, следовательно в Вашем случае УДЛ подлежит замене.
Замена производится в том же порядке, что и первоначальная выдача вида на жительство, однако в Вашем случае необходимо предоставить лишь сокращенный список документов.
Так в соответствии с пунктом 15 Правил выдачи иностранцам и лицам без гражданства разрешения на временное и постоянное проживание в Республике Казахстан, лица, имеющие постоянную регистрацию на территории Республики Казахстан, оформившие выход из гражданства Республики Казахстан либо утратившие гражданство Республики Казахстан, для регистрации в качестве иностранца или лица без гражданства представляют в органы внутренних дел, документы, указанные в подпунктах 1), 2), 4), 9), 10) пункта 10 настоящих Правил.
Следовательно, Вы должны будите предоставить в следующие документы:
1) заявление-анкету о выдаче разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан,согласно форме;
2) копия и подлинник (для сверки) национального паспорта, срок действия, которых на день обращение свыше 180 календарных дней;
4) автобиографию на государственном либо русском языке, с подписью ходатайствующего;
9) справку о медицинском освидетельствовании иностранца об отсутствии заболеваний, наличие которых запрещает въезд иностранцам и лицам без гражданства в Республику Казахстан в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 сентября 2011 года№ 664 “Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых запрещает въезд иностранцам и лицам без гражданства в Республику Казахстан” (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 7274);
10) 1 фотографию размером 35х45 мм

Облагаются ли ИПН и НДС с дохода нерезидента в виде оплаты за них перелета?

В соответствии с п. 1 ст.655 НК РК доходы физического лица-нерезидента из источников в Республике Казахстан, облагаются индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты по ставке 20% согласно п.1 ст. 646 вышеуказанного закона без осуществления налоговых вычетов.
В соответствии с п. 24 ст. 644 НК РК 1. Доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются следующие виды доходов:
• доход физического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан в виде материальной выгоды, полученной от работодателя.
• оплата и (или) возмещение стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, полученных физическим лицом-нерезидентом от третьих лиц;
Согласно пп.4 п.8 ст. 655 НК РК Обязанность и ответственность по исчислению, удержанию и перечислению индивидуального подоходного налога у источника выплаты в бюджет возлагаются на юридическое лицо-резидента, выплачивающий доход нерезиденту и признанный налоговым агентом.
Таким образом, доходы нерезидента в виде оплаты за них перелета, и облагается ИПН, Налоговый агент обязан удержать ИПН по ставке 20% без осуществления вычетов.
В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РК выполненные работы, оказанные услуги нерезидентом на возмездной основе, местом реализации которых признается Республика Казахстан, при приобретении их плательщиком налога на добавленную стоимость являются оборотом такого плательщика налога на добавленную стоимость по приобретению работ, услуг от нерезидента, который подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 441 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена Таможенного союза, услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории этого государства.
Таким образом, если налоговый агент является плательщиком НДС, то у него возникает обязательство по уплате НДС за нерезидента по ставке 12 процентов.

Здравствуйте. Я являюсь гражданином Российской федерации и в настоящий момент мы с моими партнерами иностранцами намереваемся начать бизнес в Республике Казахстан путем создания товарищества с ограниченной ответственностью. Одним из условий моих партнеров является привлечение в организацию иностранного лица не являющегося гражданином Казахстана и России, в качестве одного из руководителя организации. В связи с этим, не могли бы Вы помочь в разъяснении данного вопроса, а именно: Действуют ли какие либо ограничении на привлечение иностранной рабочей силы в РК? Если да, то какие документы необходимо предоставить и какие разрешения нужно получить для привлечения иностранного работника в РК? Каков порядок и сроки? Спасибо С Уважением, Сергей.

Доброго времени суток Сергей.

Ваш вопрос безусловно является очень обширным и обобщенным и для полного и точного ответа на него необходимо получить больше информации (сфера деятельности, занимаемый пост иностранца и т.д.), однако мы постараемся ответить на Ваш вопрос по предоставлены Вами данным. Итак

В соответствии с пп.4 п.1 ст.26 Трудового Кодекса Республики Казахстан (далее – «ТК РК»):
«Не допускается заключение трудового договора с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы либо иностранным работником до получения разрешения на трудоустройство в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, либо до получения разрешения трудовому иммигранту, выдаваемого органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Казахстан, или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан», кроме случаев предусмотренных законодательством.

В Вашем случае для трудоустройства иностранного работника в РК необходимо:
 получение Вашей организацией соответствующего разрешения, или
 получение иностранным работником вида на жительство иностранца в РК
В соответствии с Приказом и.о. Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 июня 2016 года № 559 «Правила и условий выдачи и (или) продления разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, а также осуществления внутрикорпоративного перевода» (далее – Правила выдачи разрешений.
Категории работников
В соответствии с пп.1 п.3 Правил выдачи разрешений первые руководители и их заместители относятся к первой категории работников.
Условия выдачи разрешения
Местный исполнительный орган выдает разрешения в пределах квоты, распределенной уполномоченным органом по вопросам занятости населения.
Выдача и (или) продление местным исполнительным органом разрешений осуществляется при условии, что количество граждан Республики Казахстан составляет не менее 70 % списочной численности работников организации относящихся к первой и второй категориям.
При расчете местного содержания в кадрах, в числе иностранных работников не учитываются граждане государств-участников Договора о Евразийском экономическом союзе, ратифицированного Законом Республики Казахстан от 14 октября 2014 года.
Информация о местном содержании в кадрах работодателем представляется в местный исполнительный орган по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Сроки рассмотрения заявления и выдачи разрешения
Срок принятия решения – 7 рабочих дней со дня принятия документов работодателя.
Срок уведомления – 1 рабочий день (через информационную систему «Государственная база данных «Е-лицензирование» либо письменно).
Срок получения разрешения – 2 рабочих дней, после предоставления Работодателем копии документов, подтверждающие внесение сбора за выдачу разрешения.
Срок на предоставления документов Работодателем 10 рабочих дней.
Уполномоченный орган
Решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы принимается местным исполнительным органом (государственное учреждение, уполномоченное акиматом областей, городов Астана и Алматы на выполнение функций по обеспечению содействия занятости населения) по рекомендации Комиссии по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы (далее – Комиссия), создаваемой уполномоченным органом, в течение пятнадцати рабочих дней с даты принятия документов работодателя.
В состав Комиссии
 представители органов внутренних дел;
 органа в области образования;
 местного органа по инспекции труда.
На заседании Комиссии могут участвовать представители работодателя. местный исполнительный орган размещает информацию о дате, времени и месте заседания Комиссии на своем официальном интернет-ресурсе не менее, чем за 3 рабочих дня до даты заседания.
Документы, необходимые для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы
Для получения разрешения работодатель либо уполномоченное им лицо через информационную систему “Государственная база данных “Е-лицензирование” либо в бумажном виде представляет в местный исполнительный орган по месту осуществления трудовой деятельности иностранной рабочей силы:
• Заявление по установленной форме.
• Сведения о привлекаемых иностранных работниках с указанием фамилии, имени, отчества (в том числе латинскими буквами), даты рождения, гражданства, номера, даты и органа выдачи паспорта (документа, удостоверяющего личность), страны постоянного проживания, страны выезда, образования, наименования специальности, квалификации (должности) в соответствии с применяемым в Республике Казахстан Квалификационным справочником.
• Документы согласно Приложению №5 Правил выдачи разрешений.
Срок действия
Разрешения на привлечение иностранной рабочей силы для первых руководителей и их заместителей выдаются сроком – до 3 лет с продлением до 3 лет месяцев;
Для предоставления более подробной информации Вы можете обратится непосредственно в офисы нашей компании расположенных в г.Алматы и г.Москве.

Добрый день. Не могли бы Вы дать справку по следующему вопросу: Предусмотрена ли возможность для регистрации иностранца в Казахстане в качестве индивидуального предпринимателя?

Добрый день.
По Вашему вопросу отвечаем следующее:
Согласно положению пункта 1 статьи 30 Предпринимательского кодекс РК индивидуальным предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан Республики Казахстан, оралманов, направленная на получение чистого дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность.
Иным физическим лицам запрещается осуществлять индивидуальное предпринимательство.
То есть законодательством Республики Казахстан физическое лицо иностранец не может быть индивидуальным предпринимателем (ИП) и соответственно регистрация физического лица иностранца (включая иностранцев, имеющих вид на жительство) в качестве индивидуального предпринимателя запрещена.
Вместе с тем, нормами Договора «О правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства» от 28 апреля 1998 года, заключенный между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией (ратифицированным Законом Республики Казахстан от 30 декабря 1999 года №20-11) предусмотрено, что постоянный житель пользуется такими же правами и свободами, и несет такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания с изъятиями, установленными настоящим Договором и Конституциями Сторон.
На гражданина одной Стороны, постоянно проживающего на территории другой стороны, не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, которые установлены для иностранных граждан в Стороне проживания после вступления в силу настоящего Договора (статья 4 названного Договора).
При этом, противоречия указанных норм со статьей 6 Закона Республики Казахстан «О правовом положении иностранцев» отсутствуют, так как в данном случае речь идет о запрете на осуществление предпринимательской деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей иностранцам, временно пребывающим в Республике Казахстан, а в нормах вышеназванного Договора подобные запреты не распространяются на постоянно пребывающих иностранных граждан.

Учитывая то обстоятельство, что в силу пункта 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан и пункта 3 статьи 1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, постоянно пребывающие граждане Республики Беларусь, Кыргызской Республики и Российской Федерации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, не имеют право регистрироваться в качестве ИП иностранцы, включая лиц, имеющих вид на жительство, за исключением постоянно пребывающих граждан Республики Беларусь, Кыргызской Республики и Российской Федерации). Иностранцы по остальным странам могут регистрировать свою предпринимательскую деятельность лишь в качестве юридического лица или быть работниками, где работодателем выступает юридическое лицо или ИП – резиденты РК.
При этом, иностранцы, имеющие вид на жительство, зарегистрированные до 3 августа 2009 года в качестве индивидуального предпринимателя имеют право оставаться ими.

Здраствуйте. Мы с зарубежными партнерами хотели осуществлять деятельность по импорту пива и ликеров в РК. Какие основные моменты нам нужно иметь ввиду для осуществления этого вида деятельности и какими нормами руководствоваться? Спасибо.

Уважаемый гость.

По Вашему вопросу отвечаем следующее:

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (далее – «Закон») к видам алкогольной продукции относятся:

1) водки и водки особые, 2) ликероводочные изделия, 3) виноматериал, 4) вина, 5) коньяк, 6) бренди, 7) пиво.

Слабоградусными ликероводочными изделиями являются ликероводочные изделия с объемной долей этилового спирта от полутора процентов до тридцати процентов.

Пивом является алкогольная продукция, насыщенная двуокисью углерода, получаемая путем сбраживания охмеленного солодового сусла пивными дрожжами.

Право на ввоз алкогольной продукции:

Импорт и экспорт этилового спирта и алкогольной продукции на территорию (с территории) Республики Казахстан вправе осуществлять только юридические лица – резиденты Республики Казахстан. (Статья 10 Закона).

Импорт алкогольной продукции (кроме виноматериала) на территорию Республики Казахстан осуществляется при наличии лицензии на осуществление деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции на территории ее производства и внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему.

При этом, Импорт алкогольной продукции допускается по указанным видам, и их наименованиям в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Качество ввозимых в Республику Казахстан этилового спирта и алкогольной продукции должно соответствовать техническим регламентам и стандартам.

Акциз.

В соответствии со статьей 462 Кодекса РК о налогах и других обязательных платежах в бюджет, алкогольная продукция относится к подакцизным товарам.

Импорт подакцизных товаров на территорию РК является объектом обложения акцизом(статья 464 Кодекса).

Исчисление суммы акциза производится путем применения установленной ставки акциза к налоговой базе.

Маркировка

Алкогольная продукция, за исключением виноматериала и пива, подлежит маркировке учетно-контрольными марками.

Учетно-контрольные марки выдаются органом гос.доходов, по заявлению юридического лица-резидента Республики Казахстан, импортирующие на территорию Республики Казахстан алкогольную продукцию с предоставлением необходимого перечня документов (лицензия, внешнеторговый договор и т.д.).

 

Ставки акцизов:

Код  ТН ВЭД ТС Виды подакцизных товаров Ставки акцизов (в тенге за единицу измерения)
2208 Алкогольная продукция (кроме коньяка, бренди, вин, виноматериала и пива) 2275 тенге/литр

100% спирта

2203 00 Пиво и пивной напиток 48 тенге/литр
2202 90 100 1 Пиво с объемным содержанием этилового спирта не более 0,5 процента 0 тенге/литр
Код ТН ВЭД ТС Виды подакцизных товаров Ставки акцизов (в тенге за единицу измерения)
2208 Алкогольная продукция (кроме коньяка, бренди, вин, виноматериала и пива) 2275 тенге/литр

100% спирта

2203 00 Пиво и пивной напиток 48 тенге/литр
2202 90 100 1 Пиво с объемным содержанием этилового спирта не более 0,5 процента 0 тенге/литр

 

Нормы:

Закон Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции»

Кодекс Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет

Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 октября 2010 года № 1081 «Об утверждении технического регламента «Требования к безопасности алкогольной продукции»

Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза

Здравствуйте Пожалуйста подскажите какую пошлину необходимо будет заплатить иностранному юридическому лицу при подаче иска о взыскании долга по договору в РК? Какие суды рассматривают корпоративные споры в РК?

Добрый день.

Согласно пункту 1 статьи 27 гражданского процессуального кодекса РК Специализированные межрайонные экономические суды рассматривают и разрешают гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, а также по корпоративным спорам, за исключением дел, подсудность которых другому суду определена законом.

В соответствии со статьей 610 Кодекса РК о налогах и других обязательных платежах в бюджет государственная пошлина по имущественным искам составляет 3% от суммы иска, если истцом является юридическое лицо или 1% – если истец физическое лицо.

Оплата государственной пошлины осуществляется путем внесения суммы в местный орган государственных доходов. Реквизиты для оплаты государственной пошлины Вы может найти на официальном интернет ресурсе суда.

Патентный поверенный

Мы являемся российской компанией и у нас есть товарный знак, зарегистрированный в Российской Федерации. Будет ли наш знак действовать также на территории Казахстана или необходима также регистрация в Казахстане?

Правовая охрана товарного знака имеет территориальный характер, т.е. для получения охраны вашего товарного знака на территории Казахстана он должен быть зарегистрирован в Республике Казахстан. Право на товарный знак удостоверяется свидетельством и подтверждается выпиской из Государственного реестра товарных знаков.

Мы своевременно не продлили регистрацию нашего товарного знака в Казахстане. Подскажите возможно ли продлить регистрацию товарного знака после того как срок был пропущен или нам необходимо подавать новую заявку?

Срок подачи ходатайства о продлении регистрации товарного знака может быть восстановлен по заявлению владельца, поданному в течение шести месяцев после истечения срока действия регистрации при условии соответствующей оплаты. Если же после истечения срока прошло более 6 месяцев, то необходимо подавать новую заявку на товарный знак. Также отмечаем, что в соответствии с казахстанским законодательством товарный знак, тождественный или сходный до степени смешения с товарным знаком, срок действия регистрации которого истек, не может быть зарегистрирован на имя другого лица в течение одного года с даты прекращения действия регистрации товарного знака.

Мы хотим предоставить третьему лицу право на использование нашего товарного знака, зарегистрированного в Казахстане, по лицензионному договору. Подскажите существуют ли определенные требования для лицензионных договоров в Казахстане?

Лицензионный договор заключается в письменной форме и подлежит регистрации в Государственном реестре товарных знаков. Несоблюдение письменной формы и (или) требования о регистрации влечет ничтожность договора.

Лицензионный договор также должен содержать обязательные условия о:

1) сохранении качества товаров (услуг) не ниже качества товаров (услуг) владельца (правообладателя) товарного знака;

2) праве владельца (правообладателя) товарного знака осуществлять контроль за качеством своих товаров (услуг).

Другие вопросы

Как лишить отца родительских прав, если он не платит алименты?

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 75 Закона Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» Родители лишаются родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостно уклоняются от уплаты алиментов;
Согласно Нормативному постановлению Верховного Суда РК от 28 апреля 2000 года № 4 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», родители могут быть лишены судом родительских прав по основаниям, предусмотренным в статье 75 Закона Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», только в случае их виновного поведения.
Согласно статье 139 Уголовного кодекса РК Неисполнение обязанностей более трех месяцев родителем по уплате средств по решению суда на содержание несовершеннолетних детей – наказывается ограничением свободы на срок до двух лет либо лишением свободы на тот же срок.
Согласно пункта 1 статьи 76 Закона Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей.
Согласно пункта 5 статьи 76 вышеназванного закона Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав направить выписку из этого решения в регистрирующий орган по месту государственной регистрации рождения ребенка и в орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству, по месту проживания ребенка.
Таким образом, для лишения родительских прав необходимо виновное поведение родителя, привлечение к уголовной ответственности по статье 139 УК за уклонение от уплаты алиментов.

При разводе супругов обязательно ли раздел имущества производить сразу? или после развода один из супругов может подать на раздел имущества отдельный иск и если так то до истечения, какого срока можно подать?

Согласно п.1 статье 37 Кодекса О браке (супружестве) и семье Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака (супружества), так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов.
Также в соответствии пункту 2 вышеуказанного закона, Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. Соглашение о разделе общего имущества супругов должно быть нотариально удостоверено.
Согласно п. 6 статье 37 Кодекса О браке (супружестве) К требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак (супружество) которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности с момента расторжения брака (супружества).